«Реклама и связи с общественностью» и «Журналистика» – одни из наиболее популярных направлений образования как в РАНХиГС, так и в российских гуманитарных вузах вообще – стали предметом интересного исследования, основанного на серии глубинных интервью с руководителями крупных медийных организаций федерального уровня.
Профессионалы рассказали, чего индустрия ожидает от профильных выпускников и в целом от высшего образования, и предложили полезные, с их точки зрения, изменения в этой сфере.
«Предлагаем и себе, и нашим читателям попробовать ответить на вопрос: «Каким может быть специалист, который работает в сфере коммуникаций?» – так сформулировала основную идею масштабной работы координатор исследовательского проекта, руководитель отделения медиакоммуникаций ИОН РАНХиГС Ксения Шевченко.
Сергей Дубровский, заместитель декана философско-социологического факультета ИОН, принявший участие в организации проекта, поясняет: «Медиасреда – это динамичная и постоянно развивающаяся сфера, требующая новых навыков и знаний. Наше исследование направлено на выявление тех компетенций, которые наиболее востребованы среди специалистов в этой области».
Технологии, такие как цифровизация и искусственный интеллект, меняют индустрию. Однако, умение создавать качественный контент остается ключевым. Работодатели хотят «универсалов» – специалистов с глубокими знаниями в своей области, способных работать в разных сферах и быстро адаптироваться к новым условиям.
Сопоставимой с важностью профессиональных компетенций оказалась и значимость надпрофессиональных навыков, таких как коммуникабельность, умение работать в команде, обучаемость и ответственность. При этом запрос на конкретные навыки может различаться в зависимости от сегмента индустрии, что необходимо учитывать при разработке образовательных программ, подчёркивается в выводах по итогам проведённой работы.
Среди ключевых рекомендаций по адаптации образования, сделанных по итогам интервью с руководителями медийных организаций: усиление практической составляющей обучения, интеграция курсов по развитию цифровых и надпрофессиональных навыков, индивидуализация траекторий с учетом специфики сегментов, регулярный мониторинг требований индустрии. Дополнительно отмечается важность развития у специалистов аналитических способностей, креативности, системного мышления. Также значимы личные качества, ценностные установки. Наконец, отмечается важность налаживания тесного партнерства вузов с профессиональным сообществом.
Интерес представляет раздел итогового аналитического документа, в котором требуемые от специалистов навыки сгруппированы по кластерам медиасферы, таким как журналистика и СМИ, связи с общественностью (PR), политические коммуникации, маркетинг и реклама, цифровые медиа и социальные сети, корпоративные коммуникации, аналитика и исследования медиа, медиаобразование.
В отдельный раздел выделены инсайты от каждого из медиалидеров, с которыми были проведены глубинные интервью. Это такие эксперты, как:
-
Милена Аксёнова, руководитель направления по подбору, оценке и развитию персонала ТАСС;
-
Шамиль Галимуллин, пресс-секретарь, помощник вице-премьера правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллина;
-
Владимир Гущин, заместитель генерального директора по коммуникациям, компания «Росатом»;
-
Илья Доронов, управляющий директор телеканала РБК;
-
Максим Иванов, заместитель главного редактора, «Ведомости»;
-
Жанель Куандыкова, главный редактор SETTERS Media;
-
Сергей Коляда, PR-директор «М.Видео»;
-
Максим Поляков, преподаватель и руководитель магистерской программы «Цифровые коммуникации и новые медиа» в Президентской академии;
-
Леонид Хозин, руководитель пресс-службы госкорпорации «Ростех»;
-
Алексей Штейнбух, руководитель аналитического отдела телеканала РБК.
Экспертные рекомендации могут помочь образовательным учреждениям соответствовать современным ожиданиям рынка: «Актуализация образовательных программ должна идти по пути синтеза фундаментальных знаний, практических навыков и понимания актуальных трендов индустрии для подготовки конкурентоспособных специалистов, способных эффективно работать в динамичной медиасреде», – делают один из выводов исследователи.
Результаты исследования важны не только организаторам образования, но и самим студентам. Зачастую работодатель ждет не просто грамотного специалиста, а универсального медиаэксперта. «Знание таких требований еще в процессе обучения – это бесценная возможность подготовиться к вызовам реального мира, преимущество, позволяющее говорить на одном языке с коллегами, суперсила в мире, где первое впечатление может стать решающим», – подытоживается практическая ценность результатов работы для будущих специалистов, готовых выйти на рынок труда.